Steen *** (nektosteen) wrote,
Steen ***
nektosteen

В развитие темы разделения труда

Оригинал взят у sahonko в В развитие темы разделения труда
Из дискуссии здесь http://akabash.livejournal.com/24098.html?thread=151586#t151586

sahonko:А корешок-то проблемы в разделении труда на потребленческий и производительный и отчуждении в итоге последнего у одних в пользу присвоения его результатов для потребления другими. http://sahonko.livejournal.com/10363.html

akabash: У вас термин "потребленческий труд" - обозначение другим словом хорошо известного явления: присвоения части произведенного продукта паразитическим классом в порядке "внеэкономического принуждения".
ТДО же предполагают, что внеэкономического принуждения уже нет, а есть обмен между свободными товаровладельцами.
Меня интересует здесь логика ТДО, условия их преодоления. Если мы зафиксируем, что одни, мол, трудятся, а другие потребляют продукт их труда, то к пониманию генезиса ТДО и условий их изживания не приблизимся.

sahonko: А когда крестьянин, живущий натуральным хозяйством сидит за обеденным столом и используя тарелку и ложку в качестве орудий целенаправленно уписывает щи - как это называть? Лично я называю это трудом, поскольку - это целенаправленная орудийная деятельность. Так вот мы имеем длинную цепочку по производству содержимого ложки, которую подносит ко рту крестьянин, и во всех звеньях - это труд. И по большому счету это единая цепочка по производству (воспроизводству) человека (рабочей силы). Но в каком-то звене происходит разрыв и мы называем все что до - производством, а после - потреблением. И этот, по сути, искусственный разрыв производится на базе общественного разделения труда. Кто-то в основном занимается первыми звеньями (пашет, растит, собирает урожай и т.д.), но не все, что он произвел поступает ему на стол, а лишь необходимый минимум. А кто-то другой не участвуя в первых звеньях кутит и гуляет на раздольных пирах в поте лица своего набивая свой желудок яствами и напитками (которые он не производил).
Это простейшая модель разделения производительного и потребленческого труда, показывающая механизм эксплуатации человека человеком. Однако при капитализме происходит некоторая модификация этой модели. Это происходит в связи с тем, что "главным" субъектом общественных (экономических) отношений перестает быть человек и на первый план выходят интересы капиталов (как самовоспроизводящихся, самовозрастающих динамических сущностей). Первоначально капитал возник как механизм обслуживающий простейшую форму разделения потребленического и производительного труда (о которой писал выше) и этого я коснулся в предложенном вашему вниманию материале. То есть динамические сущности капитала возникали в потоке прибавочного продукта от его производителей к потребителям-эксплуататорам и в потоках перераспределения между эксплуататорами (в основном). Однако с уходом от натурального хозяйства как основы экономики, в массовом масштабе начали возникать потоки продуктов от производителей к другим производителям как потребителям. То есть время (и деятельность в это время) капиталистического работника четко дифференцировано на производительное и потребленческое. Во время потребления человек живет, а временем производства он платит за средства, которые он употребит в потреблении. Он фактически должен вычеркивать их из жизни. И в таком положении - антагонистическом противопоставлении производственной деятельности (труда) и потребленической деятельности (труда) человека заинтересован отнюдь не он сам, а именно капитал, которому необходим мощный и напряженный поток стоимости от ее производства в потребление, где она будет уничтожена (как продукт). И здесь мы наблюдаем такое интересное явление, что общественное разделение труда, возникшее как разделение на разные группы людей начинает разрывать человека, натравливая две его стороны, ипостаси (единые в норме) - потребителя и производителя друг на друга. Хотя на самом деле развитие производительных сил делает производительный труд все интересней и все более удовлетворяющим сам по себе потребности человека, то есть переходящим по сути в сферу потребления. Особенно это заметно в "творческих" профессиях, когда человек делавший что-то для людей в качестве хобби (потребленческий труд), начинает это делать на продажу, то есть заниматься тем же делом как производительным трудом. Собственно в преодолении этого загнанного внутрь человека капиталом антагонистического разделения труда между производительным и потребленческим трудом и есть основная задача, решение которой позволит преодолеть буржуазные общественные отношения и ТДО в том числе.

Tags: перепост, экономика
Subscribe
promo nektosteen october 9, 2017 16:00 142
Buy for 10 tokens
Вот есть некая особь гомо, вид сапиенс сапиенс, конкретная единичная особь, взятая в любой момент времени и в любом месте. У этой особи ОДНА потребность, единственная и неизменная - жить в социуме. Других потребностей у этой особи нет и быть не может. Эта потребность у него существует всегда и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments