Steen *** (nektosteen) wrote,
Steen ***
nektosteen

Миф: синтезирующая и ассоциативная функции

Оригинал взят у skeptimist в Миф: синтезирующая и ассоциативная функции


Следующая составляющая мировоззренческой функции мифа условно названа синтезирующей. Посредством её в мифе происходит соединение человека с обществом (классом, этносом, религией) и Вселенной. Соединение не в знании, точном, проверенном, упорядоченном, а в мифе, в духовности, в традиции и социальной интуиции[1]. И в свете этого задача мифа – слить, сплавить, соединить чувственно-символический коллективный опыт общества (человечества) с эмоциональным настроением масс. Соединить реальность со смыслом. Создать в обществе тот эмоциональный консенсус, который является важнейшим условием его развития и управляемости[2].

В результате, благодаря своей способности к синтезу, миф:

- прерывает раздробленность нашего знания на отдельные науки и, преодолевая сложившуюся в наших головах «разорванность» мира;

- формирует ощущение его целостности и всеединства;

- обеспечивает связь времён и пространств, посредством воспроизводства традиции и перевязывания пространственно-временных «узлов»;

- стимулирует и регулирует диалог культур и эпох, делая нас современниками любых процессов, деяний, событий;

- даёт ощущение сопричастности к, казалось бы, весьма далеким от нас вещам, придавая миру определённую степень духовной значимости.

И тогда в нашем воображении И. В. Сталин становится своеобразным преемником Петра I (ломка устоявшихся общественных отношений), Ивана Грозного (борьба со строптивым боярством) и Александра Невского (разгром немцев) одновременно, а партийные чиновники 80-х годов – наследниками «рыцарей революции», готовых ради блага народа на любые лишения. Мы можем стать единомышленниками и современниками А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко. Соотносить себя с героями М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Оценивать и переживать, как свои, эпохи и деяния древних. Так прошлое начинает «работать» на настоящее, направляя, нацеливая, мобилизуя, скрывая или обманывая[3].

Благодаря этому миф также синтезирует познаваемое с непознаваемым, рациональное с иррациональным, когда идеально мыслимое дается средствами опытного и чувственно-логического восприятия. Итогом его становятся такие представления, которые можно со всей определённостью отнести к плодам мифологического сознания. Так мир обретает в мифе завершённую цельность и высший смысл.
Другая - ассоциативная составляющая мировоззренческой функции мифа исходит из того, что всё в отражаемом нами мире так или иначе строится на подобиях, в основе которых лежат символические ассоциации[4]. Тем более – в социальных и политических процессах. Несмотря на анализ и логические объяснения, человеческая история иррациональна и во многом строится на скрытых и явных ассоциациях, которые, отражаясь в традиции, нередко становятся решающим фактором, придающим массовому сознанию силу убеждений. Зная об этом, многие лидеры уделяли особое внимание тем историческим событиям и деятелям, которые через сопоставление и ассоциативный ряд укрепляли и даже усиливали их власть. Так ассоциации гармонизируют действительность, предлагая те связи, которые при логическом рассмотрении действительности могут быть просто не приняты в расчёт.

Посредством знаков мифы создают определённые ассоциативные поля, одна из задач которых, связывая ассоциациями, обеспечивать условия для напряжённой духовной работы человеческой интуиции. Через ассоциацию происходит знаковая отсылка к другим кодам, знакам, символам, где каждое понятие нашего сознания имеет ассоциативное соответствие в психике, а каждое слово несёт своё значение, определённое его ассоциативными связями.

Через ассоциации миф открыт в бесконечность, обеспечивая перенос характеристик одного объекта на другой, и его движение во времени никто не может остановить. Построенные на подобиях и повторах, ассоциации формируют ощущение сопричастности, связывают мир в одно целое, делают миф бесконечным.

Благодаря этому возможно не только «движение» мифа в пространстве и времени, но и объяснение подтекста мифа и ассоциаций, вызываемых его символикой, а слияние в тексте (речи) образов и понятий, примеров и иллюстрируемых ими мыслей, делает миф в глазах воспринимающих воплощением истины.

Символы через ассоциацию могут замещать реальность, становясь средством передачи информации или аккумулируя эмоциональное значение культуры[5]. Построенные по ассоциативному принципу метафоры или символы бывают значительно эффективнее любых рационально изложенных примеров. Ведь «даже тщательнейшим образом сформулированные философские или математические понятия, не имеющие, по нашему убеждению, иного содержания, чем вложенное нами, на самом деле наделены более широким значением, чем мы предполагаем»[6].

Примером подобных ассоциаций в политике могут служить культивируемые в разное время ассоциативные связки: «Маркс - Ленин – Сталин» (СССР); «Рузвельт – Кеннеди – Клинтон» (США). Другим примером может быть призванное нести отрицательный заряд, проводимое американскими СМИ отождествление Саддама Хуссейна с Гитлером. Подобные же ассоциации могут вести к сравнению Советского Союза с угрожающей всему миру «империей зла». «Перестройки» - с расчисткой «авгиевых конюшен» Гераклом. США – с «сияющим градом на холме» или государством-вампиром, «пожирающим» ресурсы других стран. Не менее выразительными являются отдающие явным шаблоном ассоциации типа: «якобинцы – большевики – террор». Или: «США – демократия – права и свободы – добро и гуманизм». Или: «Россия – холод – водка – бардак – нищета».

Впрочем, по такой же схеме может быть составлена и ассоциативная связка: «Украина – горилка – сало – цыбуля – песня – бардак – нищета», которая, безусловно, мифологична, но для определённых людей может стать и способом оценки явления, и руководством к действию, и даже историческим приговором.

Литература

[1] См.: Гасилин В. Н., Бесшапошникова А. П. Миф как синтез / В. Н. Гасилин,
А. П. Бесшапошникова // Философия и миф сегодня. - Саратов, 1998. - С. 12-17.
[2] См.: Иванова Е. В. Миф как целостное циклическое мироотношение / Е. В. Иванова // Циклы природы и общества. - Ставрополь, 1996. - Ч. 1. - С. 80-90.
[3] См.: Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории / Ю. В. Андреев. – Л.: Лениздат, 1990. - 221 с.
[4] См.::Богатая Л. Н. Символ в функционировании социального организма: Дис... канд. филос. наук: 09.00.03 / Южноукраинский гос. педагогический
ун-т им. К. Д. Ушинского (Одесса) / Л. Н. Богатая. — О., 2001. — 190 л. + прил.
[5] См.: Бугров В. А. Мова та символ в контексті проблеми розуміння: Дис... канд. філос. наук: 09.00.01 / Київський ун-т ім. Тараса Шевченка / В. А. Бугров. — К., 1996. — 156 л.
[6] Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общей редакцией С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1998. – С. 39.

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
Космологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1305815.html
Миф: функция смыслообразования http://skeptimist.livejournal.com/1307190.html
Миф: функция символизации действительности http://skeptimist.livejournal.com/1316084.html
Миф: функция означивания http://skeptimist.livejournal.com/1317800.html
Миф: функция социального моделирования http://skeptimist.livejournal.com/1320540.html

Tags: перепост
Subscribe
promo nektosteen october 9, 16:00 142
Buy for 10 tokens
Вот есть некая особь гомо, вид сапиенс сапиенс, конкретная единичная особь, взятая в любой момент времени и в любом месте. У этой особи ОДНА потребность, единственная и неизменная - жить в социуме. Других потребностей у этой особи нет и быть не может. Эта потребность у него существует всегда и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments